Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

тургенев ив. сер

Гуманитарный словарь

ТУРГЕ́НЕВ Ив. Сер. (1818-83) - писатель. Принадлежал к старин. дворян. роду. Образование получил в частных моск. пансионах. Окончил словесное отд. Петерб. ун-та (1837), слушал лекции в Берлинск. ун-те (1838-41) и сделался убежденным гегельянцем. В 1843-45 служил в Мин-ве внутр. дел под началом В. И. Даля. Начал лит. деят-ность как романтич. поэт (нек-рые его стихотв. широко известны, напр. "Утро туманное, утро седое."). Поэма "Параша" (1843), пов. "Андрей Колосов" (1844), "Три портрета" (1845) и "Бретер" (1846) свидетельствуют о неудовлетворенности романтизмом. В это время Т. испытал влияние В. Г. Белинского и стал одним из активных поборников "натуральной школы". В 1843 познакомился с П. Виардо, в 1845 уехал с ней за границу (с этого времени большую часть жизни он будет жить вне России). Там созревает и реализуется замысел "Записок охотника" (1846-52), антикрепостнич. пафос к-рых повлек за собой арест Т. и ссылку в Спасское-Лутовиново без права выезда за пределы Орловской губ. (1852-56; формально наказание последовало за публикацию некролога Н. В. Гоголю в обход ценз. правил). В те же годы Т. увлекся драматургией ("Нахлебник", 1848; "Холостяк", 1849; "Месяц в деревне", 1850; "Провинциалка", 1850 и др.); ей суждено было стать "творческой лабораторией" худож. метода Т., "тайной психологии", к-рая предполагает не описание психол. процесса, а нахождение психол. верного поведения героя, его жеста, произнесенного слова и т. д. В 1850-х гг. центр. место в творчестве Т. занимает герой, находящийся в разладе с косным миром и не умеющий быть полезным, человек, к-рого Т. так удачно назвал "лишним" ("Дневник лишнего человека", 1850; "Переписка", 1854). Наиб. полное воплощение этот тип получил в ром. "Рудин" (1856). В "Рудине" Т. впервые создал тип персонального культурно-героич. романа, впоследствии оказавшегося продуктивным для рус. лит-ры. В "Дворянском гнезде" (1858) проблема "лишнего человека" приобретает новое значение: Лаврецкий связан с нар. жизнью и не бездеятелен, как Рудин, он выполняет свой долг, но оказывается лично несчастным, не способным примирить в себе личное и общее. Над ним тяготеет рок обстоятельств, определенных законами природы и не подвластных чел. знанию; этот круг вопросов спец. обсуждается Т. в пов. "Поездка в Полесье" (1857), повестях о "трагич. значении любви" ("Фауст", 1856; "Ася", 1858; "Первая любовь", 1861). Он же определяет содержание ром. "Накануне" (1860). Его герой - "сознательно-героическая натура" и этим противопоставлен "лишним людям", но и его деят-ность имеет трагич. характер: не они делают дело истории, а история их руками делает свое не подвластное чел. разуму дело. Это понимание роли деятелей в ист., излож. Т. в ст. "Гамлет и Дон Кихот" (1860), объясняет и смысл ром. "Отцы и дети" (1862), и отношение автора к Базарову. Ром. "Накануне" послужил поводом к разрыву Т. с ж. "Современник", в к-ром писатель активно сотрудничал с 1847. Ром. "Отцы и дети" вызвал ожесточ. полемику, в ходе к-рой были высказаны взаимоисключающие оценки произв. Особенно изв. стала полемика между "Современником" и "Русским словом" ("раскол в нигилистах"), в ходе к-рой была сформулирована соц.-полит. идеология Д. И. Писарева. Полемика обозначила разрыв Т. с его читателями и вызвала душевный кризис писателя. Отражение его - повести "Призраки" (1864) и "Довольно" (1865), полемика Т. с А. И. Герценом о путях развития России и ром. "Дым" (1867). В этом ром. нет привычного для Т. центр. героя, выразителя насущных потребностей времени; его место занял заурядный человек, помещик, обеспокоенный хоз. вопросами, и это характеризует переживаемый Россией момент как эпоху безвременья, а все стремления разнообр. обществ. сил - как "дым". Следующее десятилетие в творчестве Т. проходит под знаком повестей и рассказов о "низовой" России ("Странная история", 1870; "Степной король Лир", 1870; "Стук. стук. стук.", 1871 и др.) и "таинственных" повестей ("Сон", 1877; "Песнь торжествующей любви", 1881; "Клара Милич", 1882). Ром. "Новь" (1877), в к-ром изображено "хождение в народ", говорил о тщете и бесплодности усилий народников и о неизбежности их поражения. В 1879-81 Т. пережил возвращение к нему симпатий со стороны рус. читателей. К нему приходит мир. слава. Последним крупным произв. Т. были "Стихотворения впрозе" (1882), цикл лирич. миниатюр, вобравший в себя все осн. темы и мотивы его творчества; в нем Т. как бы прощался с жизнью, родиной и иск-вом. Умер Т. во Франции. Его похороны в СПб. превратились в грандиозную демонстрацию симпатий к писателю.

Соч.: Полн. собр. соч. и писем в 30-ти тт. М., 1978.

Лит.: Зайцев Б. К. Жизнь Тургенева. Литературная биография. М., 1998; И. С. Тургенев. Летопись жизни и тв-ва. СПб., 1995-98.

И. С. Тургенев

И. С. Тургенев

Полезные сервисы

тургенев иван сергеевич

Энциклопедический словарь

Турге́нев Иван Сергеевич (1818-1883), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52) - высокие духовные качества и одарённость русского крестьянина, поэзия природы. В социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) - образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи - разночинцев и демократов, характеры самоотверженных русских женщин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литературы.

И. С. Тургенев.

* * *

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич - ТУРГЕ́НЕВ Иван Сергеевич (1818-83), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи - разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.

* * *

ТУРГЕ́НЕВ Иван Сергеевич [28 октября (9 ноября) 1818, Орел - 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге], русский писатель.

Воспитание чувств

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, - богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (см. СПАССКОЕ-ЛУТОВИНОВО) (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) - влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, - отразилось в повести «Первая любовь» (1860).

В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу (см. ПЛЕТНЕВ Петр Александрович); тот приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с А. С. Пушкиным), а в 1838 печатает в «Современнике» (см. СОВРЕМЕННИК (название журналов)) тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено»).

В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке). До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским (см. ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич), Н. В. Станкевичем (см. СТАНКЕВИЧ Николай Владимирович). После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным (см. БАКУНИН Михаил Александрович). Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.

Вокруг «Записок охотника»

В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу (в 1846 Тургенев стал крестным его сына), сближение с его окружением (в частности, с Н. А. Некрасовым (см. НЕКРАСОВ Николай Алексеевич)) изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он обращается к иронико-нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей», обе 1845) и прозе, близкой принципам «натуральной школы» (см. НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА) и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова («Андрей Колосов», 1844; «Три портрета», 1846; «Бретер», 1847).

1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия (см. ВИАРДО-ГАРСИЯ Полина)), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев - свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850), комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка» (обе 1851), психологическую драму «Месяц в деревне» (1855).

Главное дело этого периода - «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч» (1847; подзаголовок «Из записок охотника» был придуман И. И. Панаевым для публикации в разделе «Смесь» журнала «Современник»); отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее добавлены рассказы «Конец Чертопханова» (1872), «Живые мощи», «Стучит» (1874). Принципиальное многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не замечаемой или идеализируемой народной массы, свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой природной гармонии (детализированная конкретика разнородных пейзажей), враждебной человеку, но неспособной уничтожить душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева: отсюда тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего человека» (проблема, намеченная в «Гамлете Щигровского уезда»), и к осмыслению таинственного («Бежин луг»), и к проблеме конфликта художника с душащей его обыденностью («Певцы»).

1850-е годы. Литературное окружение

В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853 (работа над неоконченным романом, повестью «Два приятеля», знакомство с А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым и литераторами из круга «Современника»); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл А. К. Толстой.

До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда - редакция «Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским; Тургенев принимает участие в издании «Стихотворений» Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием. Взаимное охлаждение с далекой Виардо приводит к краткому, но едва не закончившемуся женитьбой роману с дальней родственницей О. А. Тургеневой. Публикуются повести «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка», «Фауст» (обе 1856).

Романы

«Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно фиксирующих актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих «современность» перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы.

Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на поступок «лишний человек» Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде на счастье для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859; события происходят в обстановке близящейся «великой реформы»); «железный» болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником героини (то есть России), но «чужой» и обреченный смерти («Накануне», 1860); «новый человек» Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический бунт («Отцы и дети», 1862; пореформенная Россия не освобождается от вечных проблем, а «новые» люди остаются людьми: «дюжинные» будут жить, а захваченные страстью или идеей - погибнут); зажатые меж «реакционной» и «революционной» пошлостью персонажи «Дыма» (1867); революционер-народник Нежданов, еще более «новый» человек, но по-прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877); все они, вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве, различии нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных пропорциях черты двух вечных психологических типов - героического энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера, Гамлета (ср. программную статью «Гамлет и Дон Кихот», 1860).

В скитаниях

Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный водоворот двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После трудной парижской зимы 1856-57 (завершена мрачноватая «Поездка в Полесье») он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, поддающуюся, впрочем, истолкованию в общественном ключе (статья Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous», 1858), а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на «европейский, зимний» и «российский, летний» сезоны.

После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся «Современником» (в частности, с Н. А. Некрасовым; их взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с «молодым поколением» усугубился романом «Отцы и дети» (памфлетная статья М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени» в «Современнике», 1862; так называемым «расколом в нигилистах» во многом мотивирована позитивная оценка романа в статье Д. И. Писарева «Базаров», 1862). Летом 1861 произошла ссора с Л. Н. Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В повести «Призраки» (1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в «Записках охотника» и «Фаусте» мистические мотивы; эта линия получит развитие в «Собаке» (1865), «Истории лейтенанта Ергунова» (1868), «Сне», «Рассказе отца Алексея» (оба 1877), «Песни торжествующей любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)» (1883). Тема слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обреченного небытию, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева; наиболее прямо она выражена в лирическом рассказе «Довольно!» (1865), воспринятом современниками как свидетельство (искреннее или кокетливо-лицемерное) ситуативно обусловленного кризиса Тургенева (ср. пародию Ф. М. Достоевского в романе «Бесы», 1871).

Слава и грусть

В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже. Тургенев близко сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном; он принимает на себя функцию посредника между русской и западными литературами. Растет его общеевропейская слава: в 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он - почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими революционерами (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным) и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81 старый писатель переживает бурное увлечение актрисой М. Г. Савиной (см. САВИНА Мария Гавриловна), окрасившее его последние приезды на родину.

Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870; «Пунин и Бабурин», 1874) и упомянутыми выше «таинственными» повестями в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.

Большой энциклопедический словарь

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818-83) - русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В цикле рассказов "Записки охотника" (1847-52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах "Рудин" (1856), "Дворянское гнездо" (1859), "Накануне" (1860), "Отцы и дети" (1862), повестях "Ася" (1858), "Вешние воды" (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи - разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах "Дым" (1867) и "Новь" (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские "Стихотворения в прозе" (1882). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.

Энциклопедия Кольера

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

(1818-1883), русский писатель. Родился 9 сентября 1818 в Орле. Детские годы прошли в поместье Спасское-Лутовиново. Несколько лет его обучали гувернеры; затем он был отправлен в московский пансион, директор которого придавал особое значение изучению немецкой литературы и философии. В Санкт-Петербургском университете Тургенев изучал филологию и начал писать стихи и пьесы. В 1838 Тургенев отправился в Берлинский университет изучать философию. В Германии сделался истовым гегельянцем. Вернувшись в Россию весной 1841, Тургенев по настоянию матери определился в министерство внутренних дел. Едва ли не первым его служебным делом стал пространный меморандум, в котором предлагались изменения российской экономической системы, и прежде всего облегчение участи крестьянства. Вскоре потребность в сочинительстве нашла выражение в большой поэме Параша (1843), о которой с похвалой отозвался В.Г.Белинский. В 1843 Тургенев влюбился в знаменитую певицу Полину Виардо, приехавшую в Санкт-Петербург на гастроли в составе Итальянской оперы. В последующие три-четыре года он написал несколько рассказов и опубликовал их в различных журналах. В 1852 они были собраны и изданы в одном томе под заглавием Записки охотника. В 1847 Тургенев покинул Россию и отправился в Париж, якобы затем, чтобы успешнее "бороться с крепостным рабством" (он был убежденным сторонником отмены крепостного права), но более всего, вероятно, чтобы не разлучаться с Полиной Виардо. Хотя отношения их никак не развивались, она использовала свое влияние, побуждая его к сочинительству. Он написал несколько пьес, некоторые из них - Месяц в деревне, Нахлебник - заслужили долгую славу. В Россию вернулся в июне 1850, но в 1852 был сослан в свое поместье за некролог Н.В.Гоголю. Прощенный в ноябре 1853, Тургенев вернулся в Санкт-Петербург, но оставался под полицейским надзором вплоть до восшествия на престол Александра II в марте 1855. В 1855 он написал свой первый большой роман Рудин. В августе 1856 уехал в Париж, к Полине Виардо. Вернувшись в Россию в 1858, Тургенев пишет один за другим несколько романов и повестей: Дворянское гнездо (1858), Накануне (1859) и Первая любовь (начало 1860). В эти годы он стал видным участником противоборства славянофилов и западников. Роман Отцы и дети был написан в 1860-1861, Дым - в 1865-1866. На склоне лет Тургенев приблизился к тому равновесию чувств и интеллекта, которое всегда считал жизненным идеалом. В 1860-х годах он провел несколько лет в Баден-Бадене, в 1871 поселился в Париже, где и провел остаток жизни, сдружившись с видными французскими писателями. Здесь написал свой последний роман Новь (1877). Побывав в России в 1879 и 1880, он встретил восторженный прием в среде литераторов и творческой интеллигенции. В начале 1882 обнаружился его смертельный недуг.

Умер Тургенев от рака на руках Полины Виардо в Буживале (близ Парижа) 3 сентября 1883. К концу 1870-х годов Тургенев был признан в России и за ее рубежами. После ранних стихотворных опытов и поэтичных драм в романтическом стиле, популярном разве что в начале 19 в., он нашел свое подлинное призвание в рассказах и очерках, собранных под заглавием Записки охотника. В них впервые сказались столь характерные для всего его творчества близость к природе и сопричастность крестьянской жизни. В этих рассказах впервые раскрылся его талант мягкой обрисовки характеров, а также интерес к таинственным сторонам жизни. Исходя не из идей и четких сюжетов, а из характеров персонажей, Тургенев помещает их в определенные положения и прослеживает их судьбы. Характеры же его в подавляющем большинстве взяты из действительности, и он сам открыто признавал главного героя романа Рудин "довольно схожим портретом" своего прежнего друга М.А.Бакунина. Тема быстротечной любви и отказа от нее вновь возникает в Дворянском гнезде. Традиционный треугольник любовных отношений вырисовывается на фоне российской помещичьей жизни, и повествование отмечено осенней меланхолией и мягким изяществом. Чувствуется, что герои Тургенева по велению инстинкта поступят "как должно", хотя в понимании 20 в. они поступают вопреки всякому разумению. Наиболее идеологическим романом Тургенева является, несомненно, Накануне. У обоих главных персонажей, Елены и Инсарова, хватает мужества отстаивать свои убеждения: она готова пожертвовать всем ради любви; он готов принести в жертву даже любовь - ради отечества. В романе Отцы и дети Базаров, молодой студент-медик, желает служить людям и выстраивает философию "нигилизма", требующую сокрушить систему власти. Конструктивных идей у него нет: он собирается пока лишь "место расчистить". Однако любовь связывает его с женщиной, немыслимой вне ненавистной системы, и в конечном счете любовь и смерть побеждают. Как это обычно у Тургенева, среди второстепенных персонажей обнаруживаются девушка с сильным характером, добродушный помещик, а также аристократ, поднаторевший в "передовой" французской литературе. Интереснее всего в романе столкновение Базарова и Павла Петровича, представителя прежнего поколения, и изображение той пропасти, которая разверзается между Базаровым и его родителями. Тургенева весьма огорчили бы события революций 1905 или 1917: он был либералом-"постепеновцем", сторонником реформ, обеспечивающих развитие крестьянства вместе со всем народом. Либерализм соответствовал всему его складу - светски-добродушному взгляду на жизнь, который как нельзя более явственно сказывается в его прозе.

ЛИТЕРАТУРА

Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем, 2-е изд., тт. 1-28. М. - Л., 1960-1968 Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. М. - Л., 1962 Богословский Н.В. Тургенев, 3-е изд. М., 1964 Петров С.М. И.С.Тургенев. Творческий путь, 2-е изд. М., 1979 Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Л., 1982 И.С.Тургенев в воспоминаниях современников, 2-е изд., тт. 1-2. М., 1983

Полезные сервисы